Facta, non verba!

media.jpg

Ограничение передвижения украинцев незаконно? – эксклюзивный комментарий адвоката Геннадия Васюкова

Актуальность наболевшего вопроса законности ограничения со стороны государства передвижения граждан по стране или за ее пределами бесспорна для всех жителей Украины. Управляющий партнер юридической компании «Васюков, Остапюк и Партнеры» Геннадий Васюков предоставил эксклюзивный комментарий по этому вопросу для всех обеспокоенных граждан.

«Ограничения на передвижения граждан могут устанавливаться только на законодательном уровне: ни заявления соответствующих должностных лиц, ни введение военного положения никаким образом не могут ограничивать граждан в соблюдении их конституционных прав.

В соответствии со ст. 33 Конституции Украины, каждому, кто на законных основаниях пребывает на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места проживания, право свободно оставлять территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом.

В соответствии со ст. 22 Основного Закона, права и свобода человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими. Конституционные права и свобода гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

В Законе Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» перечислены случаи, при которых гражданину могут отказать в выезде за границу, если: человек осведомлен с государственной тайной, обладает неурегулированными алиментными и другими невыполненными обязательствами, или является криминальным преступником. В соответствии со ст. 11 этого же Закона, военнообязанные граждане могут выезжать с Украины на общих основаниях.

Каждый гражданин Украины поэтапно проходит период военной обязанности, и каждый из этих этапов характеризуется своими правами и обязанностями. В отношении военнообязанного гражданина при выдаче паспорта в разделе «особые отметки» выставляется штамп «военнообязанный» или «не военнообязанный».

Если гражданин предъявляет паспорт с отметкой о снятии с воинского учета, то его не касаются военные проблемы.

Если гражданин все-таки военнообязанный, то в этом случае ограничения на передвижение могут возникнуть лишь при введении военного положения, и то это становится возможным только при условии ограничения передвижений на отдельных территориях, которыми на сегодняшний день являются Донецкая и Луганская области, где в установленном законом порядке могут интересоваться передвижениями граждан.

Ни одного гражданина никто не имеет право остановить на улице и попросить военный билет или пригласить в военкомат для сверки данных. Военные имеют право уточнять данные военнообязанных граждан только при проведении плановых проверок на предприятиях или в ЖЭКах по месту жительства. Вызвать граждан имеют право также при назначении этих граждан согласно мобилизационных планов, закрепляя их за теми или иными подразделениями. Например, объявляется частичная мобилизация и призываются двести бригад. При этом летчиков, например, призывать не имеют права, потому что в бригадах нет самолетов.

Согласно действующему законодательству, когда человеку исполняется 40 лет, он должен быть снят с воинского учета, если у него нет воинской специальности, и вызывать его в военкомат не имеют права, потому что он не обучен воинскому делу. Если все равно гражданина вызывают – значит военный комиссар, пользуясь незнанием граждан, хочет получить взятку.

Поэтому если в паспорте гражданина нет штампа о специальном назначении или у него вообще нет военного билета, даже во время войны он может свободно передвигаться по той территории, где не установлен комендантский час.

Для многих украинцев можно было бы заменить мобилизацию трудовой повинностью или дополнительным военным налогом. К примеру, военный налог, который будут платить годные, но не желающие служить по своим убеждениям люди, пойдет на помощь военным. С помощью трудовой повинности ров на границе Украины с Россией можно вскопать в два раза быстрее.

Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (часть 6 ст. 22) запрещает гражданам, которые пребывают на военном учете, с момента объявления мобилизации менять место проживания без разрешения военного комиссара.

Однако следует определиться с такими понятиями как: место проживания и место пребывания. Согласно ст. 3 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», место пребывания – это административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее 6 месяцев в год. В свою очередь, место проживания – это жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором лицо проживает постоянно или временно.

Поэтому можно сделать вывод, что в действующем законодательстве не идет речь ни об ограничении выезда за границу (не на постоянное место проживания), ни об ограничении свободы передвижения военнообязанных на территориях, где не введено военное или чрезвычайное положение.»