Facta, non verba!

media.jpg

5 повышений тарифов, которыми подменили реформы?

Обещания европейского будущего Украине начинают сбываться – тарифы на ключевые услуги для населения, а также пенсионные параметры постепенно приближаются к уровню ЕС. Начиная со второго квартала 2015 года, и в течение двух следующих лет запланировано радикальное повышение ставок оплаты за электроэнергию, газ, тепло, а также изменение условий получения пенсий. Во всех случаях основной причиной повышения правительство называет требования МВФ.

Представители Фонда и других международных доноров действительно неоднократно декларировали, что Украина в последние годы жила не по средствам и сейчас пожинает плоды этой расточительности. С другой стороны, повышение тарифов – самый простой, но не единственный способ свести баланс расходов и доходов государства.

"По расчетам МВФ, потребительская инфляция вследствие значительного повышения тарифов на газ и теплокоммунэнерго достигнет 27%. Национальный банк сейчас считает, что инфляция будет 24-25%", – сообщила глава НБУ Валерия Гонтарева, выступая в парламенте.
Не оспаривая того, что до последнего времени тарифы в Украине, в том числе – в периоды роста экономики, были на неоправданно низком уровне, юридическая компания "Васюков, Остапюк и Партнеры" проанализировала, существовала ли альтернатива их повышению.

Электроэнергия

Динамика повышения

С 1 апреля 2015 года, исходя из объема потребления:

- до 100 кВ-ч – на 19%, до 36,6 коп./кВ-ч;
- до 600 кВ-ч – на 50%, до 63 коп./кВ-ч;
- более 600 кВ-ч – на 5%, до 140,7 коп./кВ-ч.

С 1 сентября 2015 года и 1 марта 2016-го каждый тариф поднимут на 25% при потреблении до 100 кВ-ч и до 600 кВ-ч, а также на 5% при расходе свыше 600 кВ-ч

С 1 сентября 2016 года цены увеличат еще на 25% первой категории потребителей, на 30% – второй и на 5% – третьей.

После последнего, пятого повышения с 1 марта 2017 года стоимость электроэнергии по первому блоку составит 90 коп./кВ-ч, по второму и третьему –168 коп./кВ-ч.

Украинцев ждет 5-этапное повышение цен на электричество. К весне 2017 года средневзвешенный уровень тарифа для граждан достигнет отметки в 122,83 коп./кВ-ч против нынешних 35,58 коп./кВ-ч.

Экономический эффект от повышений тарифов на электроэнергию для населения, согласно расчетам НКРЭКУ, составит 5,4 млрд гривен (без НДС) в год.

Альтернатива

Альтернатива – повсеместно внедренные энергосберегающие технологии, обязательная установка 2-зонных счетчиков и ответственные граждане, которые выключают свет, выходя из комнаты. Для таких стартовых инвестиций у государства нет средств, а реформы «снизу», в виде добровольной инициативы населения, имеют ограниченный эффект.

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что тарифы необходимо было повышать, но, а) гораздо раньше, в фазе роста экономики; б) не продолжать прибегать к полумерам, тратя огромные суммы на субсидирование населения.

Практика перекрестного субсидирования за счет промышленности себя исчерпала. Сумма субсидий уже перевалила за 50 млрд гривен в год, что позволяло населению платить только 21,3% от экономически обоснованного тарифа. Был ли уровень повышения адекватным, станет понятно, исходя из размера неплатежей по итогам года.

Повышение тарифов – абсолютная необходимость, считает президент Энергетической ассоциации Украины Василий Котко. «Сегодня реальная стоимость 1 кВт давно перешагнула за 1 гривну, а у нас он продается по 30 копеек. При таких обстоятельствах в страну невозможно привлечь инвестиции в энергетическую отрасль», – подчеркивает Котко. На сегодняшний день нет источников, за счет которых можно было бы сдерживать повышение, объясняет Котко, добавив, что к повышению тарифов нужно было прийти раньше, когда в стране была более-менее нормальная экономическая ситуация.

Пенсионный возраст

Динамика повышения

- С 1 марта 2015 года – поэтапное повышение на 5 лет льготного пенсионного возраста для женщин.

- Повышение на 5 лет страхового, а по отдельным профессиям – и специального стажа для лиц, которые имеют право на пенсии за работу во вредных и особо вредных условиях труда и на пенсию за выслугу лет.

- Пенсии работающим пенсионерам выплачиваются в размере 85%.

На данный момент одного пенсионера обеспечивают два работающих гражданина Украины. Поскольку выровнять возрастную структуру населения быстро невозможно, дефицит Пенсионного фонда в размере 19 млрд гривен нужно сокращать за счет уменьшения и в принципе ликвидации высоких спец пенсий, а также упразднять разный подход к определению минимального трудового стажа.

Альтернатива

Улучшение демографической ситуации, инвестиции в здравоохранение, лояльная миграционная политика.

Переход на накопительную пенсионную систему. Для обеспечения длительной трудоспособности (в Украине средняя продолжительность жизни женщин составляет 75 лет, мужчин – 64,3 года, что на 10 лет меньше, чем в странах ЕС) – внедрение обязательной проверки на онкологию и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, которые, по статистике, занимают первое место среди причин смерти украинцев.

Железнодорожные тарифы

Динамика повышения: +30%

Разрушенная инфраструктура на Донбассе, увеличение долговой нагрузки из-за девальвации гривны, а также рост себестоимости перевозок вынудили «Укрзалізницю» поднять тарифы на грузоперевозки на 30%.

С 31 января цены повысили для всех видов груза, кроме каменного угля, перевозки которого будут дорожать поэтапно: на 10% с февраля, и еще на 18% – с апреля. В УЗ признают, что рост стоимости грузоперевозок не покроет всех необходимых затрат украинских железных дорог, но даст возможность частично стабилизировать финансовое положение гос администрации и обеспечить бесперебойность и безопасность работы.

Альтернатива

Максим Бланк, исполняющий обязанности генерального директора УЗ, говорит, что индексация цен не оправдает текущую себестоимость, учитывая как минимум тот факт, что стоимость горюче-смазочных материалов, являющихся вторым элементом затрат после оплаты труда, выросла более чем на 100%. Также, согласно данным УЗ, в 2014 году увеличились цены на продукцию, что закупается для потребностей ж/д. В частности: дизельное топливо – на 73%, природный газ – на 34%, электроэнергия – 16,8%, стрелочные переводы – 21,5%, рельсы – 10% и т.д.

Не обойдет подорожание и пассажирские перевозки. Так, по словам Игоря Бреуса, начальника департамента пассажирских перевозок дальнего сообщения УЗ, в текущем году во внутреннем сообщении планируется провести индексацию тарифа в три этапа: с 1 марта на 6%, с 1 апреля на 7% и с 1 мая на 6,5% с учетом инфляции.

В целом по году это составит 21%. Индексация коснется проезда во всех категориях вагонов, кроме вагонов первого класса поездов «Интерсити+». В вагонах второго класса «Интерсити+» тариф планируется поднять в один этап с 1 марта на 5,2%. Индексация тарифов позволит снизить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, сократив затраты на 414,8 млн гривен. В 2015 году перекрестное субсидирование в дальнем сообщении планируется на уровне 5 млрд гривен.

Газ

Динамика повышения: в 3,3 раза

Повышение цен на газ является одним из требований Международного валютного фонда и других доноров.

По оценкам экономистов, после повышения цен образовавшийся экономический излишек на сумму $5 млрд перейдет либо к НАК «Нафтогаз Украины», либо в бюджет. При первом варианте существует риск, создающий возможности для НАК в процветании коррупции, например, путем заключения договоров с третьими лицами. С другой стороны, потребители могут получить прямые субсидии.

Альтернатива

Альтернатива – НБУ продолжает печатать гривну для покрытия дефицита «Нафтогаза» – по сути, альтернативой не является. Более длительная, но и более эффективная стратегия – политика энергосбережения на всех уровнях, диверсификация поставок газа и развитие внутренней добычи. Эти пункты наизусть знает уже большая часть населения страны, но их успешной реализации такая очевидность не помогает. Также среди способов снижения зависимости от голубого топлива – переход на электрообогрев в жилых домах, развитие биоэнергетики, использование пеллет.

На текущем этапе альтернативы повышению тарифов на газ нет, считают эксперты. В противном случае МВФ не предоставил бы Украине кредит – и страну на протяжении двух-трех месяцев ожидал бы дефолт, полагают многие эксперты.

Вопрос в том, насколько выделение субсидий позволит сократить провал уровня расчетов потребителей за ресурс. Можно поднять тариф в 120 раз, однако если у людей не будет денег, они просто не заплатят. Нужно вернуться к схеме постепенного повышения тарифов на 60-70% в год, а также вести борьбу с девальвацией, и при росте доходов населения можно будет достичь результата.

Кроме того, при отсутствии рынка как такового сложно определить обоснованную цену на газ. Нынешний ее уровень является заменой или отсрочкой глубинных реформ в отрасли.

Теплоэнергия

Динамика повышения

- Для населения: на 71,8% (на 224,5 грн/1 Гкал) – до 537,2 грн/1 Гкал без НДС с 1 апреля.

- На газ для теплокоммунэнерего: до 2934,3 грн/1 тыс. куб. м.

Новый тариф на электроэнергию для населения, в отличие от повышений многих других ключевых тарифов – не полумера. По словам и.о. главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, он на 100% покрывает себестоимость производства теплоэнергии. Для теплокоммунэнерго новый тариф будет покрывать 24% стоимости импортного газа, используемого ТКЭ.

Альтернатива

В условиях повышения цены газа сохранить ценовой статус-кво на теплоэнергию невозможно. Чтобы обеспечить безубыточность предприятий по теплоснабжению, необходима масштабная модернизация теплосетей, привлечение инвестиций, развитие государственно-частного партнерства в этой сфере, погашение накопившейся на сегодняшний день задолженности – в том числе через суды с частными лицами и погашение долга за счет реализации их имущества, несмотря на непопулярность такого решения.