Facta, non verba!

media.jpg

От налогов до сборов. Как ГФС стала самым коррумпированным госорганом Украины

В пылу борьбы за наполнение бюджета фискальная служба стала №1 среди самых коррумпированных госорганов Украины

Каждый четвертый предприниматель в стране сталкивался с тем, что сотрудники Государственной фискальной службы (ГФС) вымогали у него взятку. Об этом теперь знают во всем мире, ведь подобную неутешительную статистику мздоимства выявила и обнародовала в начале октября международная организация Transparency International (TI). Свое исследование она провела вместе с консалтинговыми компаниями GfK и PwC, опросив более 2 тыс. украинских бизнесменов.

ГФС, точнее входящие в нее налоговики, оказались лидерами антирейтинга отечественных взяточников — 26,7 % предпринимателей столкнулись с коррупцией среди этой категории служащих. При этом у расположившихся на втором месте таможенников, также входящих в ГФС, доля мздоимцев существенно ниже — 6,3 %.

Более половины предпринимателей в ходе опроса заявили, что ситуация с коррупцией в ГФС за последние полгода не изменилась. А треть опрошенных и вовсе считают, что дела у службы в этом смысле пошли хуже.

В итоге ГФС потащила на дно общий рейтинг Украины по уровню восприятия коррупции — исследование TI показало, что за последние полгода он ухудшился и составляет минус 0,8 балла по пятибалльной шкале.

Рост коррупции приводит к снижению инвест. привлекательности. Сейчас этот показатель у Украины негативный — 2,66 балла из 5 возможных, и это хуже, чем было сразу после Евромайдана.

Проверки и сомнительные доначисления налогов, уголовные дела, отказ возвращать НДС — вот типичные жалобы предпринимателей на налоговую.

Количество жалоб на налоговую инспекцию за полгода выросло в геометрической прогрессии. Ситуация настолько запущена, что имена многих заявителей он даже не рискует раскрывать перед высокопоставленными чиновниками ГФС. Очень часто бывало так, что после обращения бизнеса по поводу фактов коррупции вместо того, чтобы пресечь ее, чиновники останавливали бизнес.

Cпециальный бизнес-омбудсмен по связям с ГФС, рассказывает о механизмах появления коррупции в фискальных органах. Как правило, все начинается с проверки, по результатам которой инспектора начинают требовать доначислений налогов на миллионы гривен. Получают отказ и заводят уголовные дела по факту уклонения от уплаты налогов. А после за круглую сумму предлагают снять претензии и закрыть дела.

Каждый день в его адрес приходит три-четыре новых обращения-жалобы на действия представителей ГФС. У налоговиков есть колоссальная свобода действий в отношении бизнеса и никакой ответственности. Если решение о налоговых доначислениях ГФС принято, то дальше уже самому предпринимателю нужно в различных органах добиваться их снятия. Или платить мзду.

Большой проблемой остается и возврат налога на добавленную стоимость (НДС). 8,6 % всех опрошенных ТІ предпринимателей признались, что с них вымогали взятки при проверке их права на возврат НДС. Еще 3,3 % предлагали “дать на лапу”, чтобы получить эти деньги. И это только те, кто открыто признались. А сколько молчат?

В самой налоговой подтвердили, что давление на бизнес они усилили. Но ради благих целей. Мы действительно чуть‑чуть увеличили давление, чтобы заставить людей не заниматься уходом от уплаты налогов. Чтобы не давать возможность минимизировать, создавать фиктивные затраты, получать дутый НДС”,— сказал Насиров.

При этом в пресс-службе ГФС не забыли отчитаться, что параллельно в ведомстве идет активная борьба с коррупцией. Мол, с начала года против собственных сотрудников в ГФС открыли 431 уголовное дело, в том числе 69 по факту получения взяток. К уголовной ответственности привлекли 11 человек. В терминологии Насирова это тоже могло бы называться “чуть‑чуть”: ведь в целом в ГФС работает 60 тыс. сотрудников.

И еще о “чуть‑чуть”: из 59 жалоб, поступивших за последний месяц на горячую линию ГФС на нечистых на руку сотрудников ведомства, лишь 9 передали в прокуратуру. Остальные, как отмечают в ведомстве, “не подтвердились или не были доказаны”.

Раз и навсегда умерить аппетиты налоговых инспекторов, можно, если снизить уровень налогообложения. Согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business, украинские предприятия совокупно платят в виде налогов 52,9 % прибыли, тогда как средний аналогичный показатель в странах Европы и Средней Азии составляет 34,9 %. В Литве, к примеру, фискальная нагрузка составляет 42,6 % прибыли. А в рванувшей за последние годы в экономическом плане вперед Польше — лишь 38,7 %.

Чем выше подобная нагрузка, тем чаще бизнес занимается налоговой оптимизацией: начиная с трансфертного ценообразования и заканчивая договорами с единоналожниками. Опыт Грузии показал, что даже резкое снижение ставок не приводит к обвалу госказны — наоборот, сборы начинают расти. Потому что становится невыгодно работать в тени. Так и выросла в два раза налогооблагаемая база. Но это, в общем‑то, требует смелости, политической воли.

Чиновники Минфина, которому подчиняется ГФС, не устают повторять, что бизнес должен научиться сам защищать свои права в борьбе с налоговой в случае неправомерных проверок. "На сегодняшний день действует двухлетний мораторий на проверки бизнеса с оборотом до 20 млн грн. Если к вам приходят с проверкой, уже можно подавать в суд с требованием ее отменить",— говорит Елена Макеева, замминистра финансов. Впрочем, она тут же соглашается, что эту норму фискалы могут легко обойти, если возбудят уголовное дело по надуманному поводу и начнут проверять компанию уже при помощи коллег из милиции.

Для того чтобы остановить шквал внеплановых проверок, нужно принципиально ограничивать чиновников ГФС в праве на их проведение, отмечает Ксения Ляпина, глава Государственной регуляторной службы. Для этого она предлагает законодательно закрепить норму, когда те, кто платит налоги в рамках некоего заданного коридора, вычисленного по рыночным показателям, не должны проверяться ГФС. “Десятилетиями не встречаться с контролерами”,— уточняет Ляпина.

А любая проверка должна длиться максимум 10 дней и может быть продлена максимум до месяца. Сейчас же проверять предприятие можно сколько угодно долго. Мало того — если ничего не нашла районная, может прийти городская налоговая, и так по цепочке до самого верха.

Для того чтобы восстановить доверие между бизнесом и властью, придется кардинально урезать полномочия тех госорганов, которые сейчас в состоянии, грубо говоря, гнобить бизнес. Подобное урезание приведет еще и к сокращению штатов, а значит, и к уменьшению расходов бюджета.

Идеальным, был бы вариант, когда налоговые инспекторы несут финансовую и даже уголовную ответственность за несправедливо принятые решения и доначисления.

А еще, фискальной системе не помешала бы полная кадровая перезагрузка. На месте налоговой должен быть создан новый орган из молодых, честных людей с новым мышлением, как произошло с патрульной полицией.

Старых пони не научить новым трюкам. Поэтому если мы хотим новую налоговую, которая будет служить и помогать налогоплательщикам, нам предстоит полностью поменять нынешнюю службу.