Facta, non verba!

media.jpg

Борьба с теневыми налоговыми схемами без давления на бизнес

По разным оценкам, объем теневой экономики в Украине составляет от 28 до 52%. Одним из ее механизмов являются схемы перевода средств в наличность в обход уплаты налогов. Конвертационные центры продолжают исправно работать, равно как и коррупционные схемы при администрировании НДС. Во многом, широкое распространение таких злоупотреблений вызвано высокой налоговой нагрузкой, из-за которой "белые" предприятия в Украине часто попросту не выдерживают конкуренции. Какие пути минимизации негативных явлений существуют?

Как вынуть зарплаты из конвертов

Многие предприятия традиционно обналичивают средства для выплаты своим сотрудникам теневых зарплат. Для того, чтобы вывести зарплаты из тени, нужно, с одной стороны, уменьшить налоговую нагрузку на фонд заработной платы, с другой стороны – добиться повышения цены зарплаты в конвертах для работодателей за счет усиления борьбы с конвертационными центрами. Как только себестоимость конвертации приблизится к затратам на зарплаты в чистую, бизнес утратит экономическую целесообразность выплат в конвертах.

Эксперты подчеркивают, что для уменьшения нагрузки на зарплатный фонд необходимо снизить подоходный налог физлиц (НДФЛ) и единый соцвзнос (ЕСВ). На данный момент ставка НДФЛ составляет 15%, ставка ЕСВ – устанавливается в зависимости от класса профессионального риска в диапазоне от 36,76 %  до 49,7% (для госпредприятий  - 36,3%). Возможно целесообразно уменьшить НДФЛ до 10%. По оценке экспертов, ставку ЕСВ для малого и среднего бизнеса необходимо снизить до 20%. Подавляющее большинство представителей МСБ выплачивает зарплаты в конвертах именно из-за высоких ставок начислений на фонд заработной платы. В случае их снижения вероятность добросовестного выполнения требований налогового законодательства значительно повышается. Кроме того, у предприятий появляется дополнительный стимул к увеличению численности персонала.

Подобные начинания уже обсуждались в коридорах власти.  Летом 2013-го на сайте Совета предпринимателей при Кабмине был обнародован законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда)", в котором предлагалось установить ставки НДФЛ от 0 до 20% в зависимости от годового дохода, а ЕСВ снизить до 18%. А также заслуживает внимания законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (№1182 от 27.12.2012), предусматривающем снижение ставки ЕСВ до 18,1%  и упрощающем его администрирование. По различным оценкам, принятие данного документа поможет легализовать от 2 до 5 млн. работающих лиц, что обеспечит их социальную защиту.

Впрочем, без синхронного проведения ряда других мер снижение нагрузки на зарплатный фонд может стать трудновыполнимой задачей. Переход к накопительному пенсионному страхованию, эффективное распоряжение пенсионными средствами и создание внутреннего инвестора в форме пенсионных фондов сделает возможным постепенное снижение ЕСВ. Однако, эффект от реализации этих мер будет нивелирован за счет роста количества нетрудоспособного населения. Поскольку для увеличения рождаемости нужна уверенность граждан в будущем, необходимо стимулировать МСБ, искоренить антиконкурентные действия власти и нарушения в сфере госзакупок, а также продолжать упрощение налоговой системы. Кроме того, дополнительный источник средств для развития социальной сферы и, соответственно, уменьшения ЕСВ, может дать более эффективное управление государственным и коммунальным имуществом.

Как избавиться от конверт-центров

Детенизация зарплат может снизить спрос на схемы перевода средств в наличность в обход уплаты налогов. Однако, услугами "конвертов" также пользуются для оплаты документов на нелегальный импортированный или приобретенный в Украине товар. Есть предложение для уменьшения коррупции и расходов на администрирование налогов отменить НДС и налог на прибыль, введя вместо них пятипроцентный налог с оборота.

Для ликвидации конвертационных центров в Украине необходимо не только снижение давления на бизнес, но и люстрация работников фискальных и контролирующих органов с целью ликвидации коррупции в налогообложении. Закрывая глаза на конвертационные центры, налоговики и правоохранители для выполнения плана налоговых поступлений оказывают давление на бизнес. А предприниматели, стараясь избежать чрезмерного давления налоговой, опять таки, обращаются в конвертационные центры. Чтобы разорвать этот порочный круг, рекомендуется реформировать подход налоговой к проведению проверок – уменьшать количество проверяющих, увеличивать им оклад, вкладывать средства в их обучение.

Как побороть коррупцию при администрировании НДС

Для борьбы со злоупотреблениями НДС эксперты рекомендуют максимально уменьшить "человеческий фактор". Следует законодательно закрепить процедуру горизонтального мониторинга (добровольного раскрытия бухгалтерских книг предприятий), что позволит налоговикам контролировать предприятия в режиме реального времени. Это обяжет налоговую оперативно реагировать на нарушения, а не действовать постфактум. Внедрение такого контроля позволит новой власти в короткие сроки "обелить" налоговую службу. Рекомендуется также пересмотреть нормы Налогового кодекса относительно автоматического возмещения НДС, в частности – отказаться от привязки возможности возврата НДС автоматом к уровню зарплат и снизить норму о 40% экспортных операций.

Как добиться необходимых перемен

Для борьбы со злоупотреблениями в органах власти рекомендуется разработать государственную политику, предусматривающую строгое наказание за коррупционные деяния госчиновников и контроль со стороны населения. Без ликвидации коррупции, которая процветает в налогообложении благодаря сложному администрированию налогов, высокому фискальному давлению и широким полномочиям контролирующих органов, не изменится преступная система предыдущего.