Facta, non verba!

media.jpg

Высшие судебные инстанции будут править закон о бюджете в части финансирования судей?

Комитет по вопросам верховенства права и правосудия поддерживает законопроект № 2458а о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно финансирования судебной власти.

Проектом предлагается предусмотреть, что инструкции по подготовке бюджетных запросов Конституционным Судом, Верховным Судом, высшими специализированными судами, Государственной судебной администрацией должны учитывать нормативы финансового обеспечения судей общей юрисдикции, разработанные в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей». Кроме того, предлагается определить, что центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной бюджетной политики, и Кабинет Министров в случае выявления необоснованности бюджетных запросов КСУ, ВСУ, высших специализированных судов, ГСА включает их в проект Государственного бюджета с аргументированными выводами и соответствующими предложениями. Также предполагается, что Кабмин до принятия законопроекта о госбюджете подает его проект к указанным органам судебной власти по вопросам, касающихся финансового обеспечения судей.

Народные депутаты обращали внимание, что согласно ч. 4 ст.47 Закона «О судоустройстве и статусе судей» независимость судьи обеспечивается отдельным порядком финансирования и организационного обеспечения деятельности судов, установленным законом, надлежащим материальным и социальным обеспечением судей.

Кроме того, парламентарии отмечали, что Конституционный Суд в решении от 24 июня 1999 № 6-рп/99 (дело о финансировании судов) и в Решении от 1 декабря 2004 года № 19-рп/2004 (дело о независимости судей как составляющей их статуса) отметил, что одной из конституционных гарантий независимости судей является особый порядок финансирования судов. Важным механизмом обеспечения такой гарантии является установленный ч. 1 ст. 130 Конституции Украины обязанность государства обеспечивать финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей путем отдельного определения в Государственном бюджете расходов на содержание судов. Централизованный порядок финансирования судебных органов из Государственного бюджета в объемах, которые должны обеспечивать надлежащие условия для полного и независимого осуществления правосудия, финансирование потребностей судов (расходы на рассмотрение судебных дел, коммунальные услуги, ремонт и охрану судебных помещений, приобретение оргтехники, почтовые расходы и т.п.) должно ограничить любое воздействие на суд и направлен на обеспечение судебной деятельности на основе принципов и предписаний.